Начало миров
Космогония Северной традиции
Ни исландские, ни норвежские, ни иные мифы, составляющие основу Северной традиции не применяют термина «мир» в значении «вселенная». Мир это та реальность, в которой живут люди сейчас. Она имеет начало и конец; она не бесконечна, а переходяща — во времени и пространстве. В многих мифах неоднократно упоминается о множественности миров.

Прежде чем были сотворены миры, ничего не было — лишь бездна, без времени и пространства, называемая Гинунгагап.
До сотворения миров не было ни земли, ни моря; не было ни небес, ни светил.

Мир, в котором жили те кто передал нам эти мифы, чьими потомками мы являемся — и чьё мировосприятие перенимаем, возник от взаимодействия двух изначальных миров — Муспелльхейма и Нифльхейма, огня и холода.

Мир есть результат единства противоположностей.
Нифльхейм — самый нижний из миров, царство холода и тьмы. Муспелльхейм — царство света и огня. «Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда род. Суртом называют того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает. В руках у него пылающий меч, и, когда настанет конец мира, он пойдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир».

Наш мир возникает от взаимодействия между двумя силами, неизбежно сталкивающимися друг с другом. Так рассказывает нам об этом Младшая Эдда Снорри Стурлсона, в «Видении Гюльви»:
«Мировая Бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры из Муспелльсхейма. И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльсхейма всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день. Когда же повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир.»
— Снорри Стурлсон, «Видение Гюльви», Младшая Эдда
«Мировая Бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры из Муспелльсхейма. И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльсхейма всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день. Когда же повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир.»
— Снорри Стурлсон, «Видение Гюльви», Младшая Эдда
Имир был невероятно огромен, жесток, как пламя и суров как лёд, давший ему жизнь. Не был Имир ни мужчиной, ни женщиной, а когда он заснул, появились из его подмышек двое Турсов, от которых потом и пошел род великанов. После этого ноги Имира переплелись и породили Трудгельмира, великана с шестью головами.

Великанов стало много и он голодали. Имира и его потомство стала кормить вышедшая из инея Нифльхейма корова Аудумбла, из вымени которой потекли четыре молочные реки. Великаны пили молоко и росли, и множились.

Аудумбла кормилась тем, что слизывала с камней солёный иней. Один большой камень она лизала так долго, что он стал оживать от тепла ее языка. Сначала появились на каменной глыбе человеческие волосы, на другой день появилась вся голова, а еще через день из камня возник человек — прародитель Асов — Бури. Его сын Бор взял в жены Бестлу, дочь великана Бельторна, и родила она трех сыновей, которых назвали Вотан, Вили и Ве.
Из тела Имира после его насильственной смерти от рук Вотана, Вили и Ве и был сотворён тот мир, в котором мы существуем.

В крови умирающего турса Имира потонули все, кто тогда жил, кроме сыновей Бора и семьи великана Бергельмира, сына шестиглавого Трудгельмира.

Тогда Вотан, Вили и Ве решили сотворить новый мир, не похожий на то, что уже существовало. Они бросили тело Имира в его кровь, заполнившую бездну Гинунгагап, а затем подняли его тело из глубины, превратив в землю. Кровь Имира стала океаном, окружившим земную твердь. Те потоки крови, что разлились по суше, сыновья Бора превратили в реки и озера, кости — в горы, зубы — в камни, а волосы — в растения. Череп Имира боги подняли над землей, укрепив на четырех ее загнутых концах, и сотворили из него небосвод.

В центре миров выросло Мировое Древо — Иггдрасиль.
Люди не могут видеть Мировое Древо, но оно простирает свои ветви и корни над всем миром.
У Иггдрасиля три основных корня: один корень находится в Нифльхейме у источника Хвергельмира. Когда умер Имир, под этим корнем открылся вход в мир для тех кто умер — Хельхейм. Другой корень Иггдрасиля тянется к источнику мудрости, бьющему в Ётунхейме, а третий — к источнику Урд в Асгарде, у которого находятся плетущие судьбы норны.
Небесные светила были созданы богами из искр, вырвавшихся из Муспелльхейма.

Асы не хотели, чтобы заново созданную ими землю заселили Турсы и йотуны — потомки Бергельмира, поэтому они окружили середину земной тверди стеной из век Имира и назвали это место Мидгард, Срединный Мир. Земли вокруг Мидгарда были отданы турсам и йотунам.